Будущее — в трамвае

Рельсовый транспорт поможет бороться с пробками

Уже не первый год в Красноярске ве­дутся споры, как разгрузить город от бесконечных пробок. Революционное решение проблемы предлагает муни­ципальное предприятие «Горэлектротранс». По словам его директора Владимира Болотина, выход — в разви­тии легкорельсового пассажирского транспорта. О том, как этого достичь, он рассказал наше­му корреспонденту.

Разумеется, наша программа рассчитана не на ближайшее будущее, а на достаточно долгую перспективу. И представляет она трамвай совершенно не в том виде, в каком он существует сейчас. Ведь что мы имеем на сегодняшний день? Изношенный подвижной состав, старые пути, которые мешают движению транспорта... Поэтому предлагаемая нами новая схема, в первую, очередь, призвана модернизировать движение трамваев. То есть убрать переезды и все возможные пересечения с основным потоком транспорта, вывести трамвай за рамки уличного Движения, сделать независимым от автомобильного потока. Результат будет ощутим сразу: увеличится скоростной режим, трамвай станет наиболее удобным и комфортным для пассажиров. Еще один, пока больной для нас вопрос — это переход на современный подвижной состав. Российские заводы — например Санкт-Петербургский — сегодня выпускают великолепные, комфортные трамвайные вагоны нового поколения. С асинхронным, теристорным приводами, низким полом, двойным подрессориванием тележек вагонов... Конечно, удовольствие это не из дешевых, но зато такой подвижной состав может работать 25-30 лет, не требуя особого ремонта и, следовательно, особых затрат.

Слышала, у вас необычные предложения по использованию метрополитена?

Пример Западной Европы показывает, что метрополитен становится окупаемым лишь в очень крупных городах, с населением в три и более миллиона жителей. Во всех остальных случаях он не рентабелен. Другое дело — трамвай! Еще двад­цать лет назад, когда только начались разговоры о строительстве в Красноярске метро, я говорил: подземную магистраль можно использовать на­много проще и дешевле, если пустить по ней трамвай. Тем более, что он, в отличие от метрополите­на, будет полностью адаптирован с наземными линиями. Можно было бы построить скоростную линию трамвая от улицы Высотной до аэропорта «Емельяново», а потом и продлить её на правобережье, до КрасТЭЦ. Только представьте себе: меньше чем за полчаса, не мучаясь в пробках, человек сможет проехать из одного конца города в другой! Та же Европа давно оценила преимущества легкорельсового транспорта и активно его внедряет.

А в России существует подземный вариант трамвая?

Да, в Волгограде. Он проходит на протяжении 11 километров по всему центру города, и жители не устают его хвалить. Еще одно преимущество трамвая в том, что он вполне может использоваться на пригородных маршрутах. Например, из того же аэропорта «Емельяново» можно было бы уехать в Сосновоборск, а затеми в Железногорск.

Ваша схема включает в себя развитие не только трамвая, но и троллейбуса?

Обязательно. Он незаменим как экологически чистый вид транспорта. Мы очень много говорим об экологии, но практически ничего для нее не делаем. Город задыхается в выхлопных газах, и здесь ситуацию мог бы кардинально поменять именно электротранспорт. Но если трамвай рассчитан на большие пассажиропотоки скорость и удобство для пассажиров, троллейбус — это тактическое решение транспортных задач, например, в центре города. Вы можете возразить, сказав, что троллейбус не обладает пространством для маневра в пробках. Это так. Но уже в этом году мы получим десять новых троллейбусов с автономным ходом.

Можете рассказать о них подробнее?

Новые троллейбусы оборудованы модернизированным приводом, который дает возможность в случае чего опустить токоприемник и, не используя контактную сеть, а благодаря исключительно мощности аккумулятора, объехать пробку длиной до 500 метров. Вдобавок скоро все троллейбусы будут оборудованы системой ГЛОНАСС. Трамваи мы, кстати, автоматическими радиоинформаторами уже оснастили, сейчас проводим проверку системы, так сказать, обкатываем ее. ГЛОНАСС дает полный контроль за движением транспорта. На компьютере высвечивается вся информация: где находится подвижной состав, сколько единиц... Главный плюс системы — это оперативность и двусторонняя связь с водителем.

Ваши, без сомнения, грандиозный планы нашли отклик у властей?

Подвижки есть. Сегодня я пытаюсь донести до властей мысль, что социально значимый транспорт по определению не может обладать высокой доходностью, потому что она появляется лишь тогда, когда растут тарифы. Повышать тарифы мы не можем, значит, для развития остаётся только один путь — в него должно вкладывать деньги государство. Именно государство должно решить такие вопросы, как приобретение нового комфортабельного подписного состава, содержание инженерной инфраструктуры — дорог, контактных кабельных сетей, достойный уровень зарплаты для работников муниципального транспорта... Так происходит во всем мире, к этому, думаю, придем и мы. Не так давно была принята федеральная программа по поддержке российского автопрома, в том числе и заводов, специализирующихся на производстве трамваев и троллейбусов. Надеюсь, эта программа даст толчок к переходу на более комфортабельный подвижной состав и модернизации трамвайных и троллейбусных линий. Другое дело, что все это тре­бует очень больших денег. Стоит лишь сказать, что сегодня новый трамвай серийного производства оценивается в 9 миллионов рублей, более комфор­табельный, нового поколения,— в 15. Для троллей­бусов суммы соответственно 4 й 6 миллионов. Но это необходимые капиталовложения. Они окупят­ся тем, что наш транспорт будет работать стабиль­но и бесперебойно. А это главное.

Подготовила Анастасия Романова

Источник: «Российская газета» № 34 (4858)