Навстречу юбилею

50 лет встретит красноярский трамвай в следующем году, а уже в 2009-м полувековую историю встречает и троллейбус

«Визитная карточка»

Владимир Федорович родился 1 августа 1951 года в г. Сретенск Читинской области. Окончил Иркутский политехнический институт. Работал в Тольяттинском, затем в Альметьевском троллейбусных управлениях. В 1983 году пришёл работать в МП г. Красноярска «Горэлектротранс», а в феврале 1989 года возглавил предприятие.

Для любого крупно­го города электро­транспорт является частью жизни, необ­ходимым звеном в транспортом процессе пере­возки горожан. К сожалению, в последнее время роль этих «рогатых», «усатых», как их только не называют с уваже­нием пассажиры, значитель­но снизилась. Но директор муниципального предприятия г. Красноярска «Горэлектро-транс» Владимир БОЛОТИН уверен, что именно за элек­тротранспортом будущее, ведь это самый экологически чистый и дешевый вид транс­порта.

— Владимир Федорович, се­годня доля пассажиропотока на электротранспорте значительно сократилась и такая тенденция наблюдается не только в Красно­ярске, но и в других крупных го­родах Почему так происходит, и как переломить ситуацию?

— Понимаете, в советское время деньги на приобретение электротранспорта закладывались на начальном этапе строительства трамвайных и троллейбусных линий. Взятая с середины 90-х годов про­шлого века политика, что деньги на общественный электротранспорт выделять не надо, привела к тому, что в настоящее время в городе 70% пассажиров перевозит частный транспорт. На долю муниципальных перевозок приходится лишь 30%, из которых 13% обслуживают автобу­сы, 17% — наше предприятие (12% — троллейбус, 5% — трамвай).

Город наводнен коммерческими автобусами. Посмотрите, что это за транспорт. В основном неудобные маленькие «пазики», цена за проезд в которых существенно бьет по карману горожан. Мы не повышаем цены, несмотря на то, что половина наших пассажиров — льготники. У нас есть оптимальный тариф, до­ступный для бюджетников и студен­тов, которые чаще всего пользуют­ся трамваями и троллейбусами.

Наш парк сегодня насчитывает 156 троллейбусов и 78 трамвайных вагонов. Но это ведь только цифры, если учитывать, что износ парка по троллейбусам составляет 81%, а по трамваям 76%. То есть практически 80% подвижного состава уже сейчас можно списать.

Но не все так мрачно. Админис­трация города Красноярска идет нам навстречу, и уже в следующем году планируется закупить 70 трол­лейбусов марки ЗИУ 682Г-016.02. Хотелось бы иметь и с десяток троллейбусов марки «Мегаполис» :с низким уровнем пола и поставить их на те маршруты, где наиболь­шая концентрация инвалидов и пожилых людей. В сентябре этого года приобретем три новых трам­вайных вагона типа 619 УКВЗ-КТ Усть-Катаевского завода имени С.М. Кирова.

Кроме того, наши специалисты умеют творить чудеса. Мы постоянно своими силами делаем капи­тально-восстановительный ремонт, который разрешен Министерством транспорта РФ: выносим пуско-тормозноё сопротивление и ряд элек­трооборудования на крышу трол­лейбуса, что делает его безопас­ным для пассажира и вероятность поражения током сводится к нулю, полностью восстанавливаем кузов троллейбуса, осуществляем капитальный ремонт ряда агрегатов, тем самым продлевая срок службы еще на семь лет. Конечно, денег уходит немало. Но затраченные средства несопоставимы со стоимостью но­вой машины (ее цена около четы­рех миллионов рублей).

Есть еще одна проблема, ре­шить которую сегодня довольно сложно. Это аварии, которые воз­никают на наших маршрутах не по нашей вине. Из-за аварий на путях страдаем и мы, и пассажиры. Если бы было меньше пересечений с автомобильным транспортом, то и скорость электротранспорта уве­личилась.

— Развитие означает строи­тельство новых линий и ремонт старых. Какая работа ведется в этом направлении?

— В этом году запланировано про­извести капитальный ремонт 2 км в районе трамвайного депо, а также 5 км текущего ремонта.

Уже сегодня идет реконструкция улиц Ленина, Партизана Железня­ка, Шахтеров, 9 Мая, 60 пет Октяб­ря с учетом будущего строительства троеллейбусных линий.

Этот шаг позволит увеличить количество транспорта в два-три раза. Сейчас на линию выходят около 150 единиц подвижного состава. Представьте, на сколько улучшится качество обслуживания пассажи­ров при появлении новых 70 трол­лейбусов в будущем году. Конечно, для этого нужно вкладывать деньги в ремонт существующих сетей', ре­шать проблемы с новыми площадя­ми, с пробками на дорогах.

Мы надеемся, что в будущем в городе появится и скоростной трам­вай.

Сегодня в 50 странах мира су­ществует 71 скоростная система ЛРТ (система скоростного трам­вая). Параллельно с ними рабо­тает 351 городская трамвайная система. Кроме того, увеличение объема пассажирских перевозок рельсовым транспортом создало предпосылки в объединении городской сети ЛРТ и пригородных маршрутов.

Преимущества скоростного трам­вая перед метро очевидны: стои­мость строительства и цены на под­вижной состав значительно ниже. Требования к эксплуатации (пожар­ная безопасность, система венти­ляции) и безопасности перевозки пассажиров не такие высокие, как на подземном транспорте.

В свое время мы разработали возможные маршруты, где могли бы пойти скоростные трамваи: КрасТэц — п.Энергетики (через п. Шинный - ул. Тамбовская), м-н «Северный» — Центральный ры­нок (ул. 9 Мая — ул. Шахтеров — ул. Енисейская — ул. Игарская — ул. Брянская), м-н «Северный» — рынок Советского района (ул. 9 Мая — ул. Авиаторов — ул. Октябрь­ская), Предмостная площадь — ул. Свердловская — железнодорожный вокзал (но новому мосту через р. Енисей, ул. Ломоносова, ул. Де­повская), Предмостная площадь — Бобровый лог (по ул. Свердлов­ская), м-н «Северный» — ул. Мичурина (9 Мая — ул. Авиаторов — мост Октябрьский).

Конечно, это все пока в планах, ведь на это тоже нужны немалые деньги. Но я уверен, что скоро и красноярцы смогут наслаждаться поездкой на этом комфортабельном виде электротранспорта.

— Получается, за какие проекты бы вы ни взялись, главное найти средства. Как же тогда быть?

— Конечно. Мы — муниципальное предприятие, и на многое рассчитывать не приходиться. Пытаемся решить эту проблему сами, так, например, за счет рекламы на троллейбусах и трамваях получаем прибыль.

Кроме того, существует идея при­ватизации предприятия в акционер­ное общество с блокирующим пакетом акций у государства. Сейчас мы активно занимаемся привлечением инвестиций. В данном случае инвесторами станут заводы-изготовите­ли, которые войдут на предприятие в качестве соучредителей. Интерес у компаний есть, например, завод Tijolza готов вложить 120 млн руб­лей. То есть «наращивать мускулы» предприятие станет за счет государственно-частного партнерства, иначе городской электротранспорт не выживет на самоокупаемости и не сможет конкурировать на рынке перевозок.

— А что с кадрами?

— Кадровый голод ощущаем очень остро. Численность предпри­ятия всего 1100 человек.

Конкуренция большая, но у приятия есть перспектива развития, поэтому нам нужны профессионалы. У нас есть база в профессиональном техническом лицее, где каждый год выпускают две группы водителей. Однако кадров пока не хватает.

Нам предстоит много работать, чтобы создать хорошие социальные условия для людей, которые придут работать. И мы движемся в этом направлении. Так, с 1 июЛЯ ПОВЫСИ ли заработную плату на 30%, и она составила в среднем 10,5 тыс. (водители — 14 тыс., ремонтный персонал — 11 тыс., 8,5 тыс. — рабочие вспомогательных специальностей). Нужен еще один рывок и мы дойдем до средней зарплаты по краю в 12 тыс.

Помимо этого у нас одни из са­мых лучших коллективных догово­ров, здесь мы занимаем лидирую­щие позиции среди подобных пред­приятий в крае.

И отдельно я бы хотел сказать о тех людях, с которыми работаю. Это действительно профессио­налы, мастера своего дела, многие всю свою жизнь посвятили работе на электротранспорте и сейчас пе­редают свой опыт и знания молодо­му поколению. И я за это им искрен­не благодарен.

Назову насколько фамилий.

Беляева Галина Артемьевна в апреле 1958 года была зачислена в штат трамвайного депо водителем трамвая. Она была первооткрывателем трамвайного движения через коммунальный мост, соединяющий правый и левый берег в г. Краснорске. Сейчас Галина Артемьевна работает кондуктором трамвая. В ее трудовой книжке записи о на­граждении занимают десять стра­ниц! Всегда с доброй улыбкой, не­зависимо от погоды и настроения, встречает Галина Артемьева своих пассажиров на маршрутах города.

Путинцева Любовь Игнатьев­на в 1968 году; была зачислена в штат трамвайного депо водителем трамвая 3 класса на городские пассажирские Маршруты и до сих пор продолжает трудиться на пред­приятии водителем маневровых поездов.

Ибрагимова Галина Ильинична начала свою трудовую деятельность в цехе обмотчиком и в настоящее время работает начальником мар­шрутов. Галину Ильиничну сравни­вают с «мамой», ведь она не просто занималась и занимается обучением молодых водителей, а очень умело и индивидуально вкладывает частицу своей души в каждого.

Дик Валентина Платоновна на­чала свою трудовую деятельность кондуктором в 1972 году. Всегда строгая, требовательная к себе и своим подопечным, Валентина Платоновна продолжает «ковать» молодые кадры и работать началь­ником маршрутов.

Линьков Александр Михайлович был принят на работу учеником электрослесаря в 1962 году и про­должает работать по настоящее время. Он всегда принимал участие в общественной жизни предприятия, много им разработано и внед­рено рационализаторских предло­жений.

Много лет работе по развитию троллейбусного движения в городе посвятили Козлова Галина Демидовна, Мальшонок Людмила Бори­совна, Белова Мария Ефимовна, Костыря Анатолий Павлович. Ваги­на Лариса Анатольевна в 1958 году пришла работать электромонтером тяговой подвижного состава и всю жизнь отдала работе на предпри­ятии.

Все эти люди заслуженно и неоднократно награждались почетными грамотами, благодарственными письмами администрации Красно­ярского края, мэрии города Красно­ярска и руководства МП «Горэлектротранс».

Источник: газета «Транспорт России»